Капоэйра

Капоэ́йра (порт. Capoeira, /ka.puˈej.ɾɐ/, более точная транслитерация с португальского — капуэ́йра) — бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается использованием низких положений, ударов ногами, подсечек и, в некоторых направлениях, обилием акробатики.

Современная капоэйра, в отличие от её ранних форм, редко используется в боевых целях. Обычная практика — это бесконтактный бой, хотя существуют чемпионаты мира по полноконтактной капоэйре. Капоэйра — форма искусства, в котором традиции определяют порядок проведения встреч, внешний вид участников, музыку и аттестацию капоэйристов.

26 ноября 2014 года капоэйра получила статус культурного наследия ЮНЕСКО и получила его защиту.

История капоэйры.
Достоверные сведения о капоэйре начинаются с XVIII века, но, фактически, она зародилась несколько ранее. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний — Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Вследствие жестокого обращения бразильских рабовладельцев часть рабов бежала в сельву, где африканская религия и культура встретились с индейской. Беглые селились в киломбуш (ед.ч. — киломбу) — «вольных городах», из субкультуры которых и начала своё распространение капоэйра.

По разным сведениям, капоэйра ведёт своё происхождение от:

субкультуры африканского национального танца. Первоначально она не несла в себе боевого аспекта, который появился уже позднее, на территории Бразилии;
африканского ритуального боевого танца «нголо» («n’golo»), являвшегося неотъемлемым атрибутом обряда инициации в южных районах Анголы и изображавшего танец зебр, — молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом.
Однако, несмотря на разные версии, качества танца в капоэйре присутствуют.

Развитие капоэйры в то время неразрывно связано с легендарным героем — Зумби, который стал для народа Бразилии символом сопротивления. Зумби дус Палмарис (порт. Zumbi dos Palmares) возглавлял один из крупнейших киломбу — Палмарис, который просуществовал в условиях правительственной блокады около семидесяти лет.

Разделение стилей.
В 1930 году военный переворот изменил политическую ситуацию в стране. Капоэйра, как проявление народной культуры, оказалась в более благоприятном положении, став легитимным боевым искусством.[10]

Капоэйра Режионал.
Основная статья: Капоэйра Режионал
В 1932 году открылась первая в истории официальная школа капоэйры. Её основателем был Местре Бимба (Мануэль дус Рейс Машаду). Местре Бимба основал новый стиль капоэйры, назвав его «Лута Режионал Байана» (порт. Luta Regional Baiana) или просто «Капоэйра Режионал». Он систематизировал наработанный опыт различных школ и улучшил технику преподавания. Бимба разработал методику преподавания капоэйры, комплексы движений, ударов и контрударов руками и ногами.

Капоэйра Ангола.
Вторым человеком, сильно повлиявшим на современную капоэйру, был Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья). Его школа «Академия „Капоэйры Ангола“» (порт. Capoeira Angola) была открыта в 1941 году. Стиль мастера Пастиньи так и называется «Ангола», в честь места на Африканском континенте, откуда привозили рабов (по другой теории это название происходит от слова «нголо» (n’golo) — ритуального танца народов Африки).


Капоэйра Контемпоранеа.
Основная статья: Капоэйра Контемпоранеа
Тенденция к смешению стилей, создание «универсального» стиля, как например MMA (смешанные единоборства) затронуло и капоэйру. Приверженцы стиля контемпоранеа считают, что капоэйрист должен постигать как традиционный стиль ангола, так и современный — режионал. Только тогда он может что-либо противопоставить любому капоэристу, независимо от стиля его игры. Именно такими всесторонне развивающимися капоэйристами и видят себя последователи стиля контемпоранеа.
Специалисты традиционных стилей капоэйры утверждают, что традиционные направления совершенны и не требуют доработки, и любое несовершенство кроется отнюдь не в недостатках системы, а в недостаточном умении правильно её использовать.